Герб

Российское агентство по боеприпасам

Конвенционные проблемы запрещения

биологического и токсинного оружия

Русский
Русский

English
English
Главная
Структура и функции
Новости и события
Официальные документы
Химическое разоружение
Запрещение биологического и токсинного оружия
Организации и предприятия
Объекты хранения и уничтожения ХО
Международное сотрудничество
Информационные ресурсы
Контактная информация
Объявления
 
Холстов Виктор Иванович назначен Генеральным директором Российского агентства по боеприпасам.
Подробнее>>>
 


МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ТОКСИННОГО ОРУЖИЯ

Протокол 1925г. и Конвенция 1972г., поставившее под запрет целый вид оружия массового уничтожения, имеют важное международное значение. Подтверждение действенности и укрепление Конвенции, как признано мировым сообществом, остается актуальной задачей в свете новых достижений в области биологии и биотехнологии, которые могут иметь "двойное" предназначение. Конвенция не содержат положений, предусматривающих международный контроль за их соблюдением, поэтому разрабатываются меры по ее укреплению.

II (1986г.) и III (1991г.) Конференции по рассмотрению действия Конвенции в целях повышения открытости биологических работ приняли решения о представлении государствами-участниками в Совет Безопасности ООН информации о биологической деятельности и объектах в рамках мер укрепления доверия. Такая информация представляется ежегодно и включает:

- данные об исследовательских центрах и лабораториях, которые отвечают самым высоким национальным и международным нормам безопасности (Мера А, часть 1);

- информацию о национальных программах исследований и разработок в области биологической защиты, включая объявления по объектам, на которых осуществляются программы исследований и разработок в области биологической защиты. Эта мера также включает информацию, касающуюся подрядчиков и имеющихся публикаций (Мера А, часть 2);

- информацию о вспышках инфекционных заболеваний и аналогичных явлениях, вызванных токсинами, которые, как представляется, отклоняются от нормы (Мера В);

- публикации результатов биологических исследований, имеющих непосредственное отношение к Конвенции, и содействие использованию знаний (Мера C);

- информацию о содействии контактам между учеными, другими экспертами и объектами, занимающимися биологическими исследованиями, которые имеют непосредственное отношение к Конвенции, включая обмены и посещения для проведения совместных исследований на взаимно согласованной основе (Мера D);

- объявления законодательства, правил и других мер, в том числе в отношении экспорта и/или импорта патогенных микроорганизмов в соответствии с Конвенцией (Мера E);

- объявления прошлой деятельности в рамках наступательных и/или оборонительных программ биологических исследований и разработок c 1 января 1946 года (Мера F) ;

- объявления объектов по производству вакцин, разрешенных государством-участником для защиты людей (Мера G).



III Конференция (1991 г.) приняла решение об учреждении Специальной группы правительственных экспертов (СГПЭ) для выявления и изучения потенциальных мер проверки выполнения Конвенции с научной и технической точек зрения. Группа изучила 21 потенциальную меру проверки и констатировала, что меры сами по себе не позволяют проводить разграничение между запрещенной и разрешенной деятельностью, однако применение этих мер в комбинации может оказаться полезным.

Специальная Конференция (1994 г.) одобрила доклад СГПЭ и учредила Специальную группу государств-участников с целью разработки международного юридически обязывающего документа по укреплению Конвенции (Протокола). Предусматривается, что этот документ будет предложен государствам-участникам Конвенции для подписания и ратификации, т. е. будет иметь статус документа ООН.

Мандатом Специальной группы предусматривается, что она рассмотрит, среди прочего: определения терминов; объективные критерии; включение существующих или усиленных мер доверия и транспарентности; систему мер для поощрения соблюдения Конвенции; меры, рассчитанные на обеспечение эффективного и полного осуществления статьи X Конвенции. Меры должны формулироваться и осуществляться таким образом, чтобы обеспечить защиту чувствительной коммерческой информации и законных нужд национальной безопасности, избегать любого негативного воздействия на научные исследования, международное сотрудничество и промышленное развитие.

На основании предложений государств составлен проект текста Протокола, идет его редактирование, уточнение, поиск консенсусных решений по действенности его положений. В соответствии c этими предложениями в будущий Протокол к Конвенции могут быть включены следующие меры:

- обязательные объявления: программ защиты от биологического оружия; объектов, участвующих в выполнении программ защиты от биологического оружия; прежних наступательных и оборонительных биологических программ; вакцинных производств; объектов по производству инокулятов растений; высокоизолированных помещений; объектов, работающих со списочными агентами и/или токсинами; производственных объектов, обладающих определенным ферментационным потенциалом и производящих фармацевтические, медицинские, ветеринарные препараты, средства защиты растений и другие препараты; объектов, располагающих аэрозольными испытательными камерами и оборудованием для исследования аэрозолей в открытом воздухе; объектов, проводящих работы по генетической модификации микроорганизмов; данных об экспорте-импорте (передаче) биологических агентов, токсинов, и оборудования; сведений о естественных и необычных вспышках заболеваний;

- посещения объявленных (возможно - и необъявленных) объектов для проверки их деятельности и представляемых государствами-участниками Протокола объявлений;

- расследования предполагаемого применения биологического оружия и любого иного предполагаемого нарушения обязательств по Конвенции, вспышек заболеваний, связанных с выбросом или воздействием микробных или других биологических агентов и токсинов на людей, животных и растения;

- меры укрепления доверия;

- меры по научно-техническому обмену и сотрудничеству;

- национальные меры по осуществлению Протокола.

Предложения государств - участников предусматривают создание специальной международной Организации, а также национальных органов государств-участников по осуществлению разрабатываемого механизма укрепления Конвенции. Разрабатываемый Специальной группой государств-участников механизм укрепления (а по существу - контроля) Конвенции по широте охвата может приближаться к таковому по Конвенции о запрещении химического оружия, однако условия осуществления Протокола к Конвенции будут существенно отличаться.

Согласно резолюции IV Конференции (1996г.) работа над юридически обязывающим документом должна быть завершена до V Конференции (2001г.).

Российская делегация на переговорах по разработке Протокола выступала за разработку эффективного, экономичного, равноправного, не дискриминационного, не оказывающего негативного влияния на национальные интересы государств-участников режима укрепления Конвенции. На завершающем этапе этого переговорного процесса определились существенные разногласия между делегациями, участвующими в работе Спецгруппы по основным мерам контроля биологической и биотехнологической деятельности.

На последней 24 сессии Спецгруппы (июль-август 2001г.), из-за неприемлемости положений проекта Протокола для США, работа над текстом приостановлена. Предполагается, что дальнейшая судьба проекта Протокола будет определена на V Конференции по рассмотрению действия Конвенции.