Герб

Российское агентство по боеприпасам

Конвенционные проблемы запрещения

биологического и токсинного оружия

Русский
Русский

English
English
Главная
Структура и функции
Новости и события
Официальные документы
Химическое разоружение
Запрещение биологического и токсинного оружия
Организации и предприятия
Объекты хранения и уничтожения ХО
Международное сотрудничество
Информационные ресурсы
Контактная информация
Объявления
 
Холстов Виктор Иванович назначен Генеральным директором Российского агентства по боеприпасам.
Подробнее>>>
 


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ЗАПРЕЩЕНИЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО И ТОКСИННОГО ОРУЖИЯ



Женевский Протокол 1925г. "Протокол о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств" запрещает применение бактериальных средств ведения войны.

"Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении" (1972г.) устанавливает следующие обязательства государств - участников:

- никогда не разрабатывать, не производить, не накапливать и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы не было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей; оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах (ст.I);

- уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, указанные в статье I Конвенции, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией или контролем (ст.II);

- не передавать кому бы то ни было, ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международные организации к производству или к приобретению каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки, указанных в статье I Конвенции (ст.III);

- в соответствии со своими конституционными процедурами принять необходимые меры по запрещению и предотвращению действий, указанных в статье I Конвенции, в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было (ст.IV);

- консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении цели или в связи с выполнением положений Конвенции (ст.V);

- подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в случае, если государство-участник констатирует, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, которая должна содержать все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность (ст.VI);

- предоставлять или поддерживать помощь в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций любому участнику Конвенции, который обратится с такой просьбой (ст.VII);

- способствовать, возможно, самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании бактериологических (биологических) средств и токсинов в мирных целях (ст.X).

Решения II (1986 г.) и III (1991 г.) Конференций по рассмотрению действия Конвенции в целях повышения открытости работ предусматривают меры укрепления доверия. В соответствии с ними все государства - участники ежегодно представляют в ООН по соответствующим форматам информацию о биологических и биотехнологических работах, программах и объектах, публикациях, конференциях и национальном законодательстве. Эти меры являются добровольными. Конференции по рассмотрению действия Конвенции (каждые пять лет) рассматривают информацию по указанным мерам. Россия ежегодно представляет в ООН информацию по мерам укрепления доверия.

Решения III Конференции (1991г.) устанавливают обязанности государств - депозитариев Конвенции (Россия, США и Великобритания) по укреплению осуществления положений ст.V Конвенции относительно согласованных процедур созыва и проведения неофициального и официального консультативных совещаний государств - участников для рассмотрения вопросов государств - участников по выполнению Конвенции.

Технические руководящие указания и процедуры по своевременному и эффективному расследованию сообщений о возможном применении химического и бактериологического (биологического) или токсинного оружия (1989г.) предусматривают сотрудничество государств с Генеральным секретарем ООН в расследовании возможных случаев применения биологического оружия, в том числе: направлять экспертов для оказания консультативной помощи и проведения расследований, предоставлять аналитические лаборатории для идентификации агентов, боеприпасов, предлагать подготовку экспертов, выделять оборудование для проведения расследований.

Резолюции Совета Безопасности ООН (1991-2000гг.) о контроле за разоружением Ирака (инспекции, мониторинг, эмбарго, экспорт и другие международные задачи) обязывают государства-участники оказывать содействие и помощь в расследовании военной деятельности Ирака по биологическому, химическому, ракетному и ядерному оружию.